Удаление зуба – хирургическая операция, и при ее проведении неизбежно возникает травма тканей, окружавших зуб. Поэтому после удаления зуба мудрости или других зубов, особенно если операция сопровождалась наложением швов, неизбежно возникают такие последствия, как воспаление или иммунный ответ. Лунка, в которой находился зуб, может болеть или кровоточить – но в норме боль проходит через 2-3 часа. У некоторых пациентов болит горло, ноют зубы, расположенные по соседству с лункой. Это происходит из-за особенностей иннервации челюсти и горла, поэтому боли, возникающие на месте удаленного зуба, могут иррадиировать в окружающие ткани. Что делать, чтобы ускорить заживление лунки и облегчить состояние пациента?

• Необходимо удалить заложенный в лунку марлевый тампон не ранее, чем через полчаса после удаления. Если свертываемость крови у пациента нарушена, тампон держат в лунке не менее часа.
  • Три часа нельзя принимать пищу и питьё. Раздражающую пищу (острое, соленое, кислое, перченое) лучше не есть в течение трех дней. До окончания периода заживления лунки стоит отдать предпочтение теплой пище, исключив очень горячее и очень холодное.
  • Важнейшая рекомендация: нельзя полоскать рот, пытаясь вымыть кровь из лунки – здесь образуется защитный кровяной сгусток, отсутствие которого сильно осложнит заживление тканей. Также нельзя ковырять лунку языком или пальцами – велик риск занести инфекцию.
  • Особое внимание следует уделить гигиене. Чистить зубы нужно осторожно. На три дня следует отказаться от использования ирригатора.
  • До заживления раны необходимо избегать тепловых процедур (посещения бани, солярия, сауны), а также греть пораженную область.
  • Если после операции возникают такие последствия, как отек и боль, можно накладывать прямо на щеку в области удаления холодные компрессы из воды со льдом. Их накладывают на 20 минут через салфетку из бумаги или ткани.
  • Если ноют зубы или болит горло, можно принять обезболивающий препарат, рекомендованный врачом.
  • Пациентам с артериальной гипертензией следует контролировать АД, так как его повышение может вызвать кровотечение и отек.

Иногда, особенно если пациент не соблюдал рекомендации врача, у него снижен иммунитет, или операция проводилась во второсортной клинике, возникают осложнения после удаления зуба мудрости и других зубов. В ряде случаев, когда лунка долго не зарастает, воспаление может привести к тому, что из нее начинает выделяться гной, температура тела пациента поднимается до 38⁰С, на месте удаленного зуба возникает отек. В этом случае необходимо срочно обратиться к врачу, чтобы он мог произвести чистку лунки, заложить лекарство и дать рекомендации по дальнейшему лечению.