Несмотря на кажущуюся незначительность проблемы и, что часто наблюдается у многих пациентов, отсутствие болей, хруст в височно-челюстном суставе может стать первым звоночком, сигнализирующем о надвигающихся неприятностях. Откуда он берется? Дело в том, что ВНЧС – это парный комплексный сустав, отвечающий за открывание рта, жевание и глотание. При функционировании он испытывает достаточно большие нагрузки. А если эти нагрузки еще и неправильно распределяются – происходит следующее: одному из «пары» приходится работать больше, чем другому, защищающий его суставный диск быстрее изнашивается и смещается, а мышцы вокруг сустава постоянно находятся в гипертонусе. В результате возникает характерный хруст в челюстном суставе, который часто слышен не только самому пациенту, но и окружающим его людям.

Подобные дисфункции иногда сопровождаются головной, ушной или зубной болью, поэтому ошибочно диагностируются как мигрень, отит или пульпит. Бывают даже случаи, когда стоматолог, не разобравшись, удаляет зуб, на который падает подозрение, но ситуация не улучшается. Квалифицированную помощь при наличии «хрустящего сустава» может оказать только специалист-гнатолог, работающий с патологиями ВНЧС.

Причин, по которым челюстной сустав начинает работать некорректно, немало: это травмы и неправильный прикус, неврозы, провоцирующие развитие бруксизма, нарушения целостности зубного ряда, когда человек пережевывает пищу преимущественно одной стороной, создавая избыточную и неравномерную нагрузку на сустав, ошибки в стоматологическом лечении и ряд других. Правильно определить причину, пройти всестороннее обследование и получить адекватное и эффективное лечение можно только в условиях медицинского учреждения.